Чем отличается вальдорфский детский сад от обычного детского сада?
Всякое воспитание имеет целью ввести ребенка в окружающий мир. Исходя из этого, мы можем сформулировать первую важную цель вальдорфской педагогики: мы хотим помочь ребенку уверенно войти в жизнь, в общество и в наше время здоровым и гармоничным образом. При этом усилия родителей, «детских садовниц» и всех остальных взрослых должны соединиться. Все должны быть едины в стремлении познать и понять индивидуальность ребенка. Ребенок не является «чистым листом», на котором можно написать все, что вздумается. Ребенок – индивидуальность.
Мы, как воспитатели, должны помочь этой индивидуальности раскрыть свои способности и переработать свои слабости и проблемы.
Маленький ребенок – волевое существо. Воля – это не желания и не хотения, а глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания в поступки. Поэтому маленький ребенок гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. Все, что он видит, он хочет повторить, а если не удается, он готов попробовать еще и еще. Ребенок не склонен сидеть и выслушивать объяснения. Он расположен действовать и , действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть и испытать. И в нашей педагогической деятельности мы должны предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов. И в то же время не лишать его нашей заботы. Нам надо благожелательно и разумно вести ребенка, давая ему возможность через подражание и совместное действие правильно развиваться и осваивать мир.
Цели и задачи в детском саду
Целью воспитания в вальдорфском детском саду является формирование здоровой телесной и душевной основы для свободного раскрытия индивидуальности ребенка. Исходя из этого понимания цели, можно выделить определенные задачи, решаемые воспитателями и, опираясь на знание закономерностей развития, указать те качества и способности детей, которые раньше или позже – в дошкольном, школьном возрасте или уже во взрослой жизни, - разовьются, благодаря решению этих задач.
Задачи Способности,
качества детей
- Учить через действие. - Собственная активность.
- Совершать ясные, осмыс- - Осмысленные собственные
ленные, обозримые и дос- поступки.
тупные для участия ребенка
действия.
- Воспитывать интерес к миру. - Богатая внутренняя жизнь.
- Заботиться о внешних впечат- - Формирование здоровых
лениях. органов чувств.
- Обустраивать пространство - Здоровое физическое развитие.
для движения.
- Развивать у детей тонкую - Свободное владение телом.
моторику.
- Организовывать правильное - Здоровое телесное развитие.
питание.
- Воспитание культурно- гигие- - Здоровый образ жизни.
нических навыков.
- Развивать у детей силы фантазии. - Подвижные, творческие мышление,
чувство и воля.
- Давать детям определенные - Ответственность.
небольшие задачи.
- Устраивать жизнь на основе - Уверенность и внутренняя
ритмического повторения. ориентация.
- Поддерживать внешний порядок. - Внутренний порядок.
- Стремиться к нравственным - Нравственная позиция.
поступкам.
- Стремиться к прекрасному - Художественно – эстетический
внутри и вовне. вкус.
- Воспитывать в детях чувство - Благожелательность, социальность.
благодарности.
Всякое воспитание имеет целью ввести ребенка в окружающий мир. Исходя из этого, мы можем сформулировать первую важную цель вальдорфской педагогики: мы хотим помочь ребенку уверенно войти в жизнь, в общество и в наше время здоровым и гармоничным образом. При этом усилия родителей, «детских садовниц» и всех остальных взрослых должны соединиться. Все должны быть едины в стремлении познать и понять индивидуальность ребенка. Ребенок не является «чистым листом», на котором можно написать все, что вздумается. Ребенок – индивидуальность.
Мы, как воспитатели, должны помочь этой индивидуальности раскрыть свои способности и переработать свои слабости и проблемы.
Маленький ребенок – волевое существо. Воля – это не желания и не хотения, а глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания в поступки. Поэтому маленький ребенок гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. Все, что он видит, он хочет повторить, а если не удается, он готов попробовать еще и еще. Ребенок не склонен сидеть и выслушивать объяснения. Он расположен действовать и , действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть и испытать. И в нашей педагогической деятельности мы должны предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов. И в то же время не лишать его нашей заботы. Нам надо благожелательно и разумно вести ребенка, давая ему возможность через подражание и совместное действие правильно развиваться и осваивать мир.
Цели и задачи в детском саду
Целью воспитания в вальдорфском детском саду является формирование здоровой телесной и душевной основы для свободного раскрытия индивидуальности ребенка. Исходя из этого понимания цели, можно выделить определенные задачи, решаемые воспитателями и, опираясь на знание закономерностей развития, указать те качества и способности детей, которые раньше или позже – в дошкольном, школьном возрасте или уже во взрослой жизни, - разовьются, благодаря решению этих задач.
Задачи Способности,
качества детей
- Учить через действие. - Собственная активность.
- Совершать ясные, осмыс- - Осмысленные собственные
ленные, обозримые и дос- поступки.
тупные для участия ребенка
действия.
- Воспитывать интерес к миру. - Богатая внутренняя жизнь.
- Заботиться о внешних впечат- - Формирование здоровых
лениях. органов чувств.
- Обустраивать пространство - Здоровое физическое развитие.
для движения.
- Развивать у детей тонкую - Свободное владение телом.
моторику.
- Организовывать правильное - Здоровое телесное развитие.
питание.
- Воспитание культурно- гигие- - Здоровый образ жизни.
нических навыков.
- Развивать у детей силы фантазии. - Подвижные, творческие мышление,
чувство и воля.
- Давать детям определенные - Ответственность.
небольшие задачи.
- Устраивать жизнь на основе - Уверенность и внутренняя
ритмического повторения. ориентация.
- Поддерживать внешний порядок. - Внутренний порядок.
- Стремиться к нравственным - Нравственная позиция.
поступкам.
- Стремиться к прекрасному - Художественно – эстетический
внутри и вовне. вкус.
- Воспитывать в детях чувство - Благожелательность, социальность.
благодарности.
Цель
Вальдорфское движение ставит своей целью формирование свободной, творчески мыслящей, гармонично развитой, социально заинтересованной личности с самыми широким кругозором и интересами, способной осознать своё место в жизни, самоопределиться в рамках индивидуальной свободы и ответственности.
Принципы
Опираясь на педагогические учения Л.С.Выготского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, Р.Штайнера, Ш.А.Амонашвили, мы выработали следующие педагогические принципы деятельности детского сада, которые лягут в свое время и в основу школы.
1. Возрастосообразность
Соотнесение учебного плана, методов работы и обучения с особенностями периодов взросления ребенка и перспективами его развития.
2. Личностно-ориентированный подход
Учёт характера и темперамента ребёнка, его индивидуальных особенностей.
3. Многоголосье культур
Максимально возможный учёт в учебно-воспитательной работе национальных особенностей и традиций разных народов.
4. Деятельностный подход
Ориентация не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческих способностей; переориентация с традиционного обучения на постановку и решение самими детьми учебных задач, самоконтроль и самооценку.
5. Ритмичность
Ориентация на ритм дня, недели, года; преподавание «эпохами», т. е. методом погружения в предмет или занятие.
6. Художественность и эстетичность
Понимание важности художественно-эстетического элемента образования (рукоделие, ремесло, живопись, театр, музыка, танец, лепка, садоводство и т.п.); Особое внимание к архитектонике образовательного учреждения – художественной организации пространства, окружающего детей.
7. Коллегиальность и участие родителей
Совместное решение всеми работающими членами учреждения возникающих педагогических и организационных вопросов и проблем; совместная работа педагогов и родителей; повышение роли родителей в деятельности образовательного учреждения.