Успевайте записаться в эко-сад! Пробный день бесплатно

статья Регины Хекк "Основы вальдорфского детского сада"

 

Основы вальдорфского детского сада

 

Регина Хёкк
Руководитель дошкольного вальдорфского центра 

 

Чем отличается вальдорфский детский сад от обычного детского сада? Этот вопрос задают очень часто, и мы попробуем рассмотреть некоторые основные мысли, на которые опирается педагогическая деятельность в вальдорфском саду.

Всякое воспитание имеет целью ввести ребенка в окружающий его мир. Исходя из этого, мы можем сформулировать первую важную цель вальдорфской педагогики: мы хотим помочь ребенку уверенно войти в жизнь, в общество и в наше время здоровым и гармоничным образом. При этом усилия родителей, детских садовниц и всех остальных взрослых, участвующих в воспитании, должны соединиться. Все должны быть едины в стремлении познать и понять индивидуальность ребенка. Ребенок не является “чистым листом”, на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность. Он уже приносит с собой определенные свойства, склонности и предрасположенности.

Мы, как воспитатели, должны помочь этой индивидуальности раскрыть свои способности и переработать свои слабости и проблемы.

Каждый ребенок – единственный! Воспитатель должен иметь это в виду и сообразно этому мыслить. Он должен основательно изучить законы развития ребенка и быть хорошо подготовленным в области методики и дидактики, чтобы приблизиться к пониманию детской индивидуальности. Можно сказать, что главным практическим навыком вальдорфской воспитательницы является точное наблюдение и действие, соответствующее обстоятельствам и натуре ребенка. Это требует пробужденности, внимания и творческого поведения в любой педагогической ситуации.

Когда ребенок приходит в мир, он полностью зависит от взрослых; или можно сказать: он приходит с доверием, надеясь встретить помощь, любовь и заботу. И мы видим, как это необходимо для его здорового развития!

Всякое развитие требует времени, созревание требует времени. Вначале ребенок учится важнейшим, фундаментальным человеческим свойствам: прямостоянию и ходьбе, речи и мышлению.

И нет у ребенка в его первые годы задачи большей, чем расти! В этом возрасте не только растет все тело в целом, но особенно интенсивно формируются и настраиваются отдельные его органы. Первостепенным является:

формирование органов чувств, мозга и нервной системы;
выстраивание правильного ритма сердца и дыхания;
организация  взаимодействия внутренних органов.

При рождении эти области находятся как бы в зачаточном состоянии и нуждаются в дальнейшем развитии. Во все моменты жизни ребенка до семи лет здоровое формирование тела стоит на первом месте, и завершается этот период сменой зубов.

В этом возрасте закладывается основа здоровья на всю жизнь!

И самым существенным, определяющим оказываются те впечатления, которые окружают ребенка, и те возможности для его собственной деятельности, которые мы ему предоставляем.

Хотя ребенок после рождения беспомощен  и нуждается в нашей заботе, он приносит с собой в мир при рождении две способности, благодаря которым он осваивает мир: способность к подражанию и огромную силу воли. Ребенок полностью предан впечатлениям окружающего мира. Все внешние воздействия: цвет, звук, тепло, запах – оказываются для него очень важными. Взрослый точно воспроизводит на сетчатке глаза образ внешнего мира. Ребенок же не только зрением, но и всей своей телесностью принимает и воспроизводит в себе воздействие окружающего мира. Поэтому Рудольф Штейнер говорит, что ребенок весь является органом чувств с интенсивной возможностью восприятия.

Все происходящее в окружении ребенка производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его повторить усвоенное, воспроизвести самостоятельно. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребенок научается в первые три года благодаря подражанию. Люди ходят и стоят – и ребенок начинает ходить. Люди говорят друг с другом – и ребенок учится речи. Люди живут осмысленно – и ребенок начинает думать. Подражание живет в нем как внутренний импульс. В первые семь лет он по-настоящему учится только через подражание. Но в условиях правильного ученья всегда будет то, чему ребенок может подражать. Это значит, что люди, окружающие ребенка, все время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии. И если люди хотят добра ребенку, все их действия должны быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающими повторения.

Мы видим маленького ребенка как волевое существо. Воля – это не желания и не хотения, но глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания в поступки. Поэтому ребенок гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. Все, что он видит, он хочет повторить, а если не удается, он готов попробовать еще и еще. Ребенок не склонен сидеть и выслушивать объяснения. Он расположен действовать и, действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать. И в нашей педагогической деятельности мы должны предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов. И в то же время не лишать его нашей заботы. Нам надо благожелательно и разумно вести ребенка, давая ему возможность через подражание и совместное действие правильно развиваться и осваивать мир.

Прежде всего в детском саду мы стремимся ввести течение дня в правильный ритм, поскольку важнейший педагогический принцип примера и подражания получит свое развитие только благодаря ритму и повторению. Ритм и повторение должны быть практически реализованы. Самое важное в дневном ритме – свободная игра, то время, когда дети свободно играют маленькими группами, используя подходящие игровые материалы, а взрослые заняты деятельностью, необходимой для жизни группы. Взрослые занимаются одним делом в течение нескольких дней. Это могут быть хозяйственные работы или рукоделие. Главное – чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой трудовой жизни. Через действие, через собственный опыт дети, как уже упоминалось выше, прежде всего учатся.

За свободной игрой следует уборка, после – подвижная музыкально-ритмическая игра с определенным сюжетом, затем мы идем гулять. По возвращении детям рассказывается сказка, и они садятся обедать. Пообедав, идут спать. Вторая половина дня в детских садах сада проходит по-разному, в зависимости от того, когда родители забирают детей.

Этот выработанный ритм повторяется каждый день, немного изменяясь в зависимости от дня недели: в один из дней дети лепят из воска, в другой пекут печенье или рисуют. Ритмичность года выражается в том, как естественно следуют одна за другой повторяющиеся из года в год природные эпохи. Их содержание определяется временем  года и основными праздниками и включает в себя различные виды деятельности воспитательниц и детей, характерный набор игр, песен, сказок.


Яндекс.Метрика